Теперь лишь ты могла б спасти.Вставай! Бежим к мосту! – Быком на бойне под удар Башку мою нагнул.Сборю себя, пойду туда.Секунда - и шагну. Но… ее окружает тот же враждебный сброд. И герою приходится переступить даже через собственную любовь. Самым трудным, однако, оказывается не это. Самое трудное для лирического героя - это перестройка сознания. В нем сильны попытки уклониться от борьбы за новое в семье и любви, консерватизм и инерция старого мышления, когда ситуация требует нового подхода к жизни. Суть внутренней борьбы лирического героя заключается в том, что она, «идет за утверждение принципов новой морали в интимнейших областях жизни, быта». Есть соблазн пойти на компромисс, добиться взаимности, но для этого лирическому герою пришлось бы «укоротить» свою «громаду-любовь». Мысль о капитуляции отвергается, так как герой не может свою любовь заменить на штопку носков, не может в себе убить человека. Потому что любовь невозможна в мире торгашей, как невозможны в нем красота и добро. Поэтому и следует сказать, что поэма «Про это» отражает важнейший, переломный момент в становлении нового человека. У героя возникает потребность «душу седую из себя вытрясти». «Поэт, - по словам Лурье, - особенно остро воспринимает то, что освобождение в революции… от норм старой морали и собственнических пут не стало для человека советского общества действительной свободой от власти старого мира, не привело к полному обновлению духовного и нравственного мира личности. Перед ним вдруг открывается, что эта сверхсложная задача может быть разрешена в далекой исторической перспективе, в смене ряда человеческих поколений. Поэт на собственном горьком опыте познает, как сложен и мучителен путь нравственного самоочищения…" Ваш тридцатый век обгонит стаи сердце раздиравших мелочей.Нынче недолюбленное наверстаем Звездностью бесчисленных ночей.Воскреси хотя б за то, что я поэтом ждал тебя, откинул будничную чушь!Воскреси меня хотя б за это!Воскреси - свое дожить хочу!Чтоб не было любви – служанки Замужеств, похоти, хлебов.Постели прокляв, встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.Чтоб день, который горем старящ, не христарадничать, моля.Чтоб вся на первый крик: - Товарищ!– Оборачивалась земля.Чтоб жить не в жертву дома дырам чтоб мог в родне отныне стать отец, по крайней мере, миром, землей, по крайней мере, - мать. Даже 70 лет спустя после той революции мы по сей день на себе ощутимо испытываем актуальность поднятых Маяковским в этой поэме проблем, буквально во всем, начиная от темы любви и быта и кончая перестройкой сознания, перестройкой мышления. В этой связи можно сказать, что поэма Маяковского «Про это» современна по содержанию и для нее, в связи с такими же коренными изменениями в обществе, начинается новая жизнь. Потому что нам, как и тогда, нужно бороться за будущее, «втаскивать» будущее в настоящее. Именно об этом говорит Маяковский, обращаясь в поэме к химику ХХХ века. А пережитки прошлого крепче всего и дольше всего держатся в быту. В чем-то мы ушли далеко вперед от описанного в поэме, а в чем-то еще не сделали и шага.Поэма в условиях советской России в 20-30 годы ХХ века развивалась и другими поэтами, среди которых были Есенин, Пастернак, Ахматова, Цветаева. Есть у них, при всех различиях между ними, нечто объединяющее, обусловленное временем революционных изменений в обществе. Однако при всем этом все-таки при сравнении, к примеру, поэм Маяковского "Про это" и Есенина «Черный человек», обнаруживается, что поэма Маяковского в социально-историческом и философском плане значительно масштабнее. Поэт далеко опережал свое время, уловив и отразив в поэме едва заметные ростки будущего, чем и обусловлено в значительной степени непонимание и неприятие поэмы "Про это" современниками. При сравнении с Цветаевой и Пастернаком проявляется то же самое: «там, где Цветаева ставит точку и обрывает жизнь героини, а Пастернак вбирает, впитывает жизнь со всеми ее свойствами сегодняшнего дня истории, Маяковский идет дальше, мужественно исследует действительность во всей ее противоречивости и стремится в далекое будущее. Ему важна перспектива, » - пишет А.Н.Лурье. Поэтому поэтическая мысль Маяковского оказывается более действенной, поскольку исходит из конкретно-исторической оценки действительности. Он так и заявляет: Похожие материалы: Культура древнего Египта в период Древнего Царства. Предпосылки, повлиявшие на облик культуры
Древнего Египта Анализ романа "Пелэм, или Приключения джентльмена" Образ женщины в творчестве писателя |
Тема любви в творчестве Маяковского В.В.
Страница 6
О литературе » Тема любви в творчестве Владимира Маяковского » Тема любви в творчестве Маяковского В.В.